Конспект урока в начальной школе эвристический метод. Методы обучения окружающему миру: словесные (рассказ, беседа и пр.) и наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)

Лангепасское городское муниципальное

общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6»

Нижневартовского района Тюменской области

Ханты-Мансийского округа-Югры

Конспект эвристического занятия в 4 классе

по теме «Древнерусский быт»

подготовила

учитель начальных классов

Усенко Елена Сергеевна

г. Лангепас

Эвристическое занятие в 4 классе по теме

«Древнерусский быт»

    Методы эвристического обучения – метод эвристических вопросов, сравнения (сравнение версий учеников с культурно-историческими аналогами), самоорганизации обучения (работа с реальными объектами), рецензий, рефлексии.

    Цели урока: 1) расширение представлений учащихся о древнерусском быте, знание основных понятий, терминов, входящих в изучаемую тему; 2) преобразование текста на древнерусском языке в текст на современном языке; 3) познание объектов окружающей реальности; 4) развитие навыков работы в группе.

3.Основные этапы эвристической образовательной ситуации.

      Образовательная напряжённость.

Учитель говорит о жизни людей в прошлом, о важности знаний быта, питания, одежды своих предков. Определяются хронологические рамки вопросов: с древнейших времён, со времени восточного славянства до петровских преобразований, т.е. с VI по конец XVII века.

Образуются в классе 3 малые группы.

Для каждой группы учеников формулируются проблемы, проходит обсуждение (10 мин).

1 группа. - Что ели в Древней Руси?

На столе лежат продукты питания (список прилагается). Ученики после обсуждения должны выбрать то, что употребляли в пищу предки и объяснить, почему они не взяли оставшиеся продукты питания.

Учащиеся при обсуждении задают друг другу вопросы: - Какая пища занимала главное место у древнерусских людей (растительная или животная)?

Как готовили хлеб?

    Какие напитки приготавливали?

    Какие фрукты и овощи известны из древности и какие появились поздно?

Список продуктов:

    хлеб белый * горох

    хлеб чёрный * греча

    чай - * просо

    кофе - * рис -

    сахар - * перец

    соль * макароны -

    пиво * картофель -

    морковь * дыня

    огурцы * подсолнух -

    помидоры - * вяленая рыба

(Знак « - » стоит возле тех продуктов, которые не употреблялись в пищу до XVII века, а порой и позже).

Справка о питаниии . В питании древнерусских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль играла продукция зернового хозяйства: рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, просо. Многие из них перемалывали и из муки делали чёрные и белые хлеба, варили различные каши, приготавливали напитки (браги и пиво, кисели, с добавлением мёда или хмеля – сбитни).

Широко и часто употребляли горох и бобы, а также репу, капусту, редьку, морковь, яблоки, вишни, груши. Насколько важна была капуста, показывает то, что огороды в ряде мест называли капустниками. Кроме того, знали в Древней Руси арбуз и дыню. Англичанин Флетчер, в XVI веке посетивший Россию, был удивлён дыней, незнакомой его стране. Флетчер писал о ней: «Плоды, похожие на тыкву, но значительно слаще». Не знал он и просо, поэтому при описании сравнивал его с рисом, который тогда на Руси не употребляли.

Такие продукты, как картофель, подсолнечник, помидор появились сравнительно поздно и вошли в рацион питания русских людей лишь в XIX веке. Поэтому вместо подсолнечного масла в древности использовали льняное и конопляное.

Широк был ассортимент и молочных продуктов. Сыром называли сыр в современном значении этого слова и творог.

Мясо употребляли по праздникам, причём в деревне чаще и обильнее, чем в городе. Это говядина, телятина, баранина, на юге ещё и свинина. Конина крайне редко шла в пищу, лишь в исключительных обстоятельствах. Это связывают с важным значением лошади в хозяйстве, в военных делах, откуда и особое отношение к этому животному.

А вот рыба, которая считалась полупостной, в пищу шла очень широко. Существовали самые разные способы приготовления рыбы, в том числе и вяление, такую рыбу называли «ветряной». Активно потребляли и разные сорта икры, а с XVI века её уже экспортировали.

Кроме продуктов своего производства, были и привозные. Среди фруктов известны с древности лимоны, виноград, знатные люди потребляли пряности, практически все их виды были знакомы и использовались для приготовления острых приправ и при засолке овощей.

    группа. - Что носили люди в Древней Руси?

Выбрать из предложенных деталей одежды то, что называется «панева» и показать, как и кто это носил. Какой цвет был самым любимым цветом в одежде?

(Ученик-консультант готовит справку об одежде заранее).

3 группа. - Чем пользовались наши предки?

а) Предметы быта.

Показаны черпак и лопатник, нужно объяснить, как они употреблялись в быту. Предметы могут быть выбраны по усмотрению и возможностям учителя.

Справка. Черпак – это большая деревянная ложка, которая использовалась на пирах, братчинах, где ею разливали хмельные напитки. Просуществовали черпаки до начала XX века. Лопатник – это футляр, сплетённый из лыка. В нём хранили первоначально узкую лопатку, которой точили косы, отсюда и его название. Затем в этом футляре носили бруски для тех целей. Лопатники брали на покос, привешивали к поясу, поэтому в нём есть специальное отверстие.

б) Вещи из сказок.

Могут быть показаны самые разные, в том числе и современные предметы, из которых нужно выбрать то, что упоминаются в русских сказках и объяснить, в чём их волшебная сила.

Например, клубок указывал дорогу, пояс или полотенце превращались в реку, ковёр использовался как воздушное транспортное средство и т. п.

в) Обереги.

Нужно выбрать те предметы, которые защищали человека и объяснить их назначение. Например, гребень защищал от болезней, ложка – символ сытости, ключ – символ богатства и т.п.

II . Уточнение образовательного объекта.

После обсуждения вопросов учащиеся дают версии-ответы и заслушивают историческую справку, которую даёт учитель или подготовленный ученик-консультант.

III . Конкретизация задания.

- Как говорили в Древней Руси?

Каждой группе даётся текст на древнерусском языке, предлагается при обсуждении их прочитать вслух и дать перевод на современный язык. Тексты должны быть отобраны заранее; оформлены так, чтобы легко было их читать, т.е. шрифт должен быть крупным и разборчивым.

IV . Решение ситуации.

Групповая работа – решение образовательной ситуации с помощью обсуждения, дискуссии в группе.

V . Демонстрация образовательной продукции.

Организация рецензии текстов.

VI . Систематизация полученной продукции.

Красочное оформление текстов в форме летописи, организация выставки.

VII . Работа с культурно-историческими аналогами.

Чтение исторических текстов на современном языке учениками-консультантами.

Сравнение аналогов с текстами (образовательного продукта) учащихся.

Древнерусские тексты.

1. Задонщина. «Звонят колоколи вечнии в Великом в Новегороде. Стоят мужи наугородци у святые Софии, а ркучи такову жалобу: «Уже намъ, брате, к великому князю Дмитрею Ивановичю на пособь не поспети». Тогда аки орли слетощася со всея полуношныя страны. То ти не орли слетошася, съехалися все князи русскыя, к великому князю Дмитриею Ивановичю на пособь…»

Перевод Н.К.Фомина. «Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде. Стоят новгородцы у святой Софии, говорят с тоской: «Уж нам, братья на помощь к великому князю Дмитрию Ивановичу не успеть». Тогда слетелись со всей северной страны орлы. Но это были не орлы. Съехались все князья русские к великому князю Дмитрию Ивановичу на помощь…»

    Домострой. «Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрёт, но здравие будет, ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти. Дщерь ли имаша: положи на них грозу свою, соблюдеши я от телесных. да не посрамиши лица своего, да в послушании ходит, да не свою волю приимши, и в неразумии сотворится знаем твоих посмех, и посрамят тя пред множеством народа, аще бо отдаси дщерь свою без порока, то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися, при концы не постонеши на ню».

Перевод. «Наказывай своего сына в юности, и тогда он успокоит твою старость и даст красоту твоей душе. И не ослабляй своей руки, наказывая младенца: ибо от наказания жезлом он не умрёт, но здоровее будет, ты же избивая его тело, душу его избавляешь от смерти.

Дочь ли имеешь: подчини её самому строгому порядку и ты сохранишь её от соблазнов, дабы подчинившись чужому влиянию, своим неразумением она не стала предметом осмеяния со стороны твоих знакомых и не осрамила тебя перед множеством народа, ибо отдав (замуж) свою дочь без порока, такое великое дело совершишь и посреди храма похвалишься, и в конце не будешь горевать над нею».

    Епифаний Славинецкий . Гражданство обычаев детских. (XVII век)

О нравах на сретени. «Что творити имать детище, аще кто е а пути чести достойный срящет?

    С пути уступити, шапку честно сняти, аще же славный человек или достоинства яковаго будут имать, тому поклонитися.

Како беседовати детище с болшими?

    Яко с равными любезно и дружески глаголати имать, тако с болшими честно и кротко: титлу достоинства им приличную часто имать усугубляти, и не имать отити от них, дондеже отпущение возмет или от них будет отпущен».

Перевод. О правилах при встрече. «Что делать ребёнку, если он встретит на пути уважаемого человека?

    Уступить дорогу, шапку прилежно снять, если же человек известный или высокого чина, то поклониться.

Как беседовать ребёнку со взрослым?

    Как со сверстниками любезно и дружески разговаривает, так и со взрослыми честно и кротко: наименование чина часто не употреблять и не отходить, пока не получит разрешения или будет отпущен».

VIII . Рефлексия.

    Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?

    Что вы чувствовали?

Список использованной литературы

    Е. В. Саплина, А. И Саплин. Введение в историю. 3 класс: Кн. для учителя. – М.: Дрофа, 2001.

    В. Сергеев. Викторины. – М., 2001

    М. А. Ильин. Вещи рассказывают. - М.: 1989.

    Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

Чобанова Екатерина Олеговна, учитель биологии.
Место работы: МБОУ СОШ №28 п.Мостовской Краснодарского края.
Описание материала. Данный конспект сценария проблемно-эвристического урока по биологии рекомендован для педагогов, работающих по ФГОС. Материал ориентирован на учащихся 5 классов.

Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала.
Технология построения: проблемно-эвристический урок.
Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.
Цель: определить место лишайников в царстве растений.
Задачи:
Образовательные:
углублять знания о многообразии живых организмов;
выделить своеобразие организма лишайников;
познакомить учащихся с особенностями строения лишайников;
рассмотреть приспособленность к симбиотическому образу жизни;
определить роль лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие:
способствовать развитию логического и ассоциативного мышления,
совершенствованию монологической речи учащихся,
развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в группе.
Воспитательные: способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли;
- различать типы лишайников на рисунке учебника;
- анализировать изображение внутреннего строения лишайника;
- выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды;
- характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с таблицей;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
1.Продолжить формирование умения работать с таблицей.
2.Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3.Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД:
1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2.Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3.Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД:

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2.Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3.Продолжить формирование умения определять критерии изучения бактерий.
4.Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5.Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД:
1.Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3.Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4.Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы: частично - поисковые
Оборудование: УМК, таблица “Лишайники”, гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох), компьютер.

Ход урока
1.Мотивация
На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.
Что такое симбиоз? Симбиоз - это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них. Вы помните, что грибы вступают в симбиотические отношения с корнями деревьев. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? Такой симбиоз называется микориза.
Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Как будет называться такой симбиоз? (ответы-предположения учеников).
Такой симбиоз называется лишайником. С ними мы сегодня и познакомимся на уроке.
Формулирование темы и целей урока.

2.Актуализация пройденного материала
Фронтальный опрос:
1.Почему водоросли относят к низшим растениям?
2.Чем отличаются бурые водоросли от зеленых?
3.Почему бурые и красные водоросли способны жить на большой глубине, чем зеленые?
4.Какую роль играют водоросли в природе?
5.Как человек использует водоросли? Что получают из морских водорослей?
6.Какой тип питания характерен для грибов?
7.Что такое симбиоз?
8.Как называется симбиоз гриба и корней деревьев?

5.Рефлексия
Просмотрите записи, которые вы вели по ходу нашего урока в инструктивной карточке. Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?
Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?
Выставление оценок.

6.Домашнее задание
Всем: §15, стр.:66-69, вопросы 1-4 на стр.69.
Повышенный уровень:
1.Сообщение «Лишайники Краснодарского края».
2.Логический вопрос. На столе лежат духи, лакмус, желатин, краска, спирт, крахмал. Что объединяет эти вещества?
Творческое задание: презентация «Значение лишайников в природе и для человека»

Список литературы:
1.Биология: 5 класс: методическое пособие /И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
2.Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, проетирование, моделирование). /М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 79 с.
3.Какие бывают растения. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 64 с.: ил.

Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 44»
г.Полысаево, Кемеровская область

Использование эвристических методов на уроках в начальной школе
как средство развития умственной деятельности

Термин "эвристика" происходит от греческого heuresko - отыскиваю, открываю. Эвристика - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. В Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься:
1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);
2) приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;
3) метод обучения;
4) один из способов создания компьютерных программ.
Прилагательное "эвристический" произведено от слова эвристика (от эврика - “нашел, открыл”) - наука о процессах и методах открытия нового.
Формы и методы эвристической технологии - это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.
Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности эвристических методов обучения.
Эвристический метод в обучении позволяет педагогу представить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Проблема в том, что при разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристического метода учитель должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) личностные особенности учащихся;
в) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции.
Следовательно, задачами учителя будут выступать:
а) постоянное пополнение запаса знаний учащихся по предмету;
б) развитие общеучебных умений и навыков;
в) развитие творческой самостоятельности учеников;
д) воспитание творческой личности.
Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам - на оргдеятельностные, когнитивные и креативные .
Оргдеятельностные методы : методы ученического целеполагания и планирования, методы создания образовательных программ учеников, методы нормотворчества, методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, метод рецензий, методы контроля эвристической деятельности, методы рефлексии, методы самооценки и рефлексии.
Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют детям, во-первых, познавать окружающий мир, а, во-вторых, создавать при этом образовательную продукцию. Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными и креативными методами. Данные виды деятельности являются основанием классификации соответствующих продуктивных методов обучения.
В процессе формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать когнитивные и креативные методы.
Когнитивные методы : метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения, метод образного видения и символического видения, метод эвристических вопросов (Кто? Что? Где? Зачем? Чем? Как? Когда?), метод сравнения близкий ему метод отличения фактов от нефактов (ищем факты, потом «отличаем» от нефактов), метод эвристического наблюдения, метод эвристического исследования, метод конструирования понятий, метод конструирования правил, метод гипотез, метод прогнозирования, метод ошибок, метод конструирования теорий.
Рассмотрим некоторые из них.
Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой. Вначале это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ребята перестанут относиться к данному методу несерьезно, и примут его в разряд действительно учебных методов. Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в ромашку, березу, ель), в объекты неживой природы (телевизор, солнце, мяч). Это богатейший материал для новых сказок. Главное - это воспитание эмпатии, т.е. умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. Вживаться в сущность образовательных объектов помогает применение словесных предписаний, например: «Представьте себе, что вы та ромашка, которая растет перед вами, ваша голова - это цветок. Туловище - стебель, руки - листья, корни - ноги…». Например, можно предложить ученику представить себя равнобедренным треугольником.
В моменты наилучшего вживания ребенок задает вопросы объекту - себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства и ощущения являются образовательным продуктом ребенка. Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Ребятам свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».
Метод образного видения - эмоционально-образное исследование объекта. Ребятам предлагается, глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать на что они похожи. Или, например, детям предлагается послушать музыкальное классическое произведение. После прослушивания педагог задает вопросы. Что хотел выразить композитор, создавая мелодию? Что представил ребенок, когда слушал ее? Какого цвета эта музыка? Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении при прослушивании музыки.
Метод смыслового видения . Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Также, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового “вопрошания": Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств - озарению, наитию, инсайту.
Метод символического видения . Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет - символ добра, спираль - символ бесконечности, голубь - символ мира, блин - символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной иди иной форме.
Метод эвристического наблюдения . Цель данного метода - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие ребенком различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний, способ их добывания из реальности бытия. Ребята, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него. Одновременно с получением заданной педагогом информации многие дети во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют знания с помощью наблюдений.
На уроках окружающего мира во время экскурсий ребята наблюдают за живой и неживой природой. Наблюдение - самый доступный и широко применяемый метод исследования. Так, во 2-м классе ученики проводили исследование по теме «Почему птицы улетают в тёплые края?» Началом исследования стала экскурсия в парк, где ребята проводили наблюдения по плану.
План наблюдений

  1. Какую птицу ты видел?
  2. Опиши её.
  3. Чем она питается?
  4. Почему она не улетела?
  5. Какие птицы улетели?
  6. Как ты считаешь, почему она не улетела?

На следующем этапе ребята ищут информацию в энциклопедии или в Интернете о птице, которая улетела, находят загадки о ней или составляют сами, оформляют результат работы и представляют его в классе. Наблюдения и анализ действительности помогают видеть проблему.
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Креативные методы : метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картины, метод гиперболизации, метод агглютинации (соединение несоединимостей), метод синектики, «мозговой штурм», метод инверсии (метод обращений).
Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.
Метод придумывания . Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги. (Практическая работа).
Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну . Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.
Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить».
Метод агглютинации . Ребятам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег.
Мозговой штурм " (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.
Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогии (словесной, обратной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме.
Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.
Метод инверсии, или метод обращений . Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение - изготовление полого изделия. Или объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э. Циолковский “придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…".
Таким образом, современная система эвристической технологии в образовательном процессе характеризуется как создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией понимают, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие образовательной продукции - материальная и личностная, создаются одновременно и равны по значимости в конструировании учеником индивидуального образовательного процесса.
Ф.А. Дистервег пытался на примере преподавания стереометрии обосновать преимущества эвристического метода. Он пришел к выводу, «что для учащихся гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само доказательство». «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».


Список литературы

  1. Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении [Текст] /Г.А. Андрианова, А.В. Хуторской, Г.М. Кулешова // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие "ИНЭК", 2007. - С.250-261.
  2. Скафа Е., Власенко Е., Гончарова И. Комплексный подход к развитию творческой личности через систему эвристических заданий по математике: Книга для учителя [Текст]. - Донецк: ТЕАН, 2003.
  3. Король, А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения [Текст] /А.Д. Король // Педагогика. - 2007. - №9. - С.18-25.
  4. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Просвещение, 1998. 345 с.
  5. Хуторской, А.В. Выход из капкана: звристическое обучение как реальность [Текст] /А.В. Хуторской // Народное образование. - 1999. - № 9. - С.120-126.
  6. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения [Текст] /А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

Конспект проблемно-эвристического урока.

Тема урока: Жанры станковой живописи

Учебно-методическое обеспечение: компьютер; проектор; экран; интернет и энциклопедии по искусству, учебник Л. А. Неменская, Изобразительное искусство, Искусство в жизни человека, 6 класс.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве

Задачи урока:

Развитиие познавательных и творческих интересов у учащихся,

Активизация художественно-творческой деятельности учащихся;

Воспитание нравственно-эстетических чувств учащихся через знакомство с шедеврами мирового искусства.

Занятие проводится с использованием кейс-метода.

На уроке учитель исполняет роль ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли тьютора процесса сотворчества.

Ход урока

    Организация класса

    Основная часть

    Постановка цели урока:

Тема нашего урока «Жанры станковой живописи», мы вспомним известные вам жанры и их виды, познакомимся с новыми жанрами, а также создадим свою картинную галерею.

    Повторение прошлого материала:

Объяснение значения слов «станковая» , «живопись».

Станко́вая жи́вопись - род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись, созданная на станке (мольберте).

Термин «Живопись» произошел от старинного русского выражения «писать с живства»

Как вы думаете, что означает выражение «писать с живства»?

Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы, и заметьте, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души, музыка. В связи с тематическим разнообразием картин их подразделяют на жанры.

    Работа обучающихся с кейсом: (Приложение № 1. Кейс)

Изучив материал кейса, мы должны ответить на вопрос: «На каком основании выделяются жанры в изобразительном искусстве?»

1). Изучение материалов кейса;

Лист № 1. Пейзаж и его виды.

Пейзаж – это изображение природы, вида местности, ландшафта.

Лист № 2. Портрет и его виды.

Портрет это изображение одного человека или группы людей. Название этого жанра произошло от старо-французского выражения – воспроизводить что-либо точно, черта в черту, но живописец не только переносит на холст черты человека, с которого пишет портрет, для художника важно не только выражение лица, но и состояние души, внутренний облик портретируемого.

Подумай. Почему один и тот же человек изображается разными художниками по- разному?

Что мы называем автопортретом?

Автопортрет позволяет взглянуть на человека его же глазами. Рисуя автопортрет, художник никогда не лукавит, не льстит себе – ведь он тут и заказчик, и исполнитель.

Лист № 3. Натюрморт.

Натюрморт – это изображение вещей, своеобразный «портрет» вещи.

Что еще может изображаться в натюрморте?

Лист № 4. Анималистический жанр это изображение животных. Это один из самых древнейших жанров в истории изобразительного искусства. В этом жанре работали такие знаменитые художники, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Петр Карлович Клодт.

Лист № 5. Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику

Исторический жанр. « Дела давно минувших дней» и герои прошлого оживают перед нами в произведениях этого жанра. Народ всегда славил своих защитников, об их подвигах еще в древности сложены песни и былины и в искусстве они так же нашли свое отражение. Таким образом, появился еще один жанр.

Батальный жанр. Его можно назвать «старшим братом» исторического жанра. Название произошло от французского слова «батай», что означает «битва» Что изображают картины батального жанра?

Лист № 6. Мифологичекие, библейские жанры.

Мифологический жанр. Издавна люди поклонялись богам, приписывая их воле все, что не могли объяснить сами. Так рождались мифы. Чтобы выразить богам признательность, люди строили в их честь храмы, которые украшались фресками, мозаиками, скульптурами. Так в изобразительном искусстве возник мифологический жанр.

Библейский жанр. Он тесно связан с предыдущим – ведь в основе его темы сюжеты Библии, священной книги христиан.

2). Формулировка проблемы

Для чего же нужно деление искусства на жанры?

Ответ, к которому нужно подвести:

Понятие жанра в изобразительном искусстве помогает нам сравнить произведения между собой по содержанию, размышлять о них.

3). Выработка пути решения как правильно определить жанр станковой живописи.

Определить, что изображено;

Вспомнить классификацию жанров станковой живописи.

Физминутка

Упражнения для улучшения осанки и упражнения для глаз.

Игра. Представьте, что вы хранители музейных ценностей. Необходимо картину, которая лежит у вас на столе, поместить в соответствующий зал. Название залов на магнитной доске (Пейзажи, Натюрморты. Портреты, Анималистический жанр, Бытовой жанр, Исторический жанр, Батальный жанр, Мифологический жанр, Библейский жанр). Репродукции, раздаются каждому учащемуся.

Учащиеся проверяют правильность размещения картин, дискутируют, доказывают свою правоту. Учитель должен подвести учащихся к мысли, что надо воспользоваться интернетом, энциклопедиями для справок, чтобы уточнить содержание картины.

Решение к которому нужно подвести учащихся:

Границы между всеми жанрами условны, и всегда существуют произведения, определение жанров которых носит условный характер.

Практическое задание:

Сегодня мы вспомнили основные жанры станковой живописи. И уяснили разницу между тем, что изображено, и содержанием произведения?

Какой жанр вам понравился, запомнился, заинтересовал больше всех?

Используя в практическом задании этот жанров станковой живописи, как художник расскажите нам о любимом времени года.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, её объём и качество.

Рефлексия:

Что дает нам деление искусства на жанры?

Что для вас было самым важным на этом уроке?

Нарисовать смайлик, какое у тебя настроение в конце нашего урока.

Используемые источники для разработки урока:

Власов В. Г., Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства, т. 1, М., Лита, 2000, 864

Ф.С. Капица, Т.М. Колядич., Справочник школьника. История мировой культуры. АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2010, 608

Учебник Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М., Просвещение, 2009, 175

Поисковые системы: Яндекс